Хлебопашество в Якутии зародилось всего полтора века назад, в 60-х годах XIX столетия, с появлением скопцов и русских крестьян. До этого местное население совершенно не ело овощей, а употребление хлеба было очень ограниченным.
«Нужда порождает здесь незнание, а незнание – нужду»
В дореволюционной Якутии, которая представляла собой огромную по территории область, основными занятиями местного населения были скотоводство, рыбная ловля и охота. Но в силу большой отдаленности от центральных областей России и общей неграмотности населения эти отрасли хозяйства велись на очень низком уровне.
Об этом говорят цифры и факты, которые фиксировались в так называемых «памятных книжках», что были сродни нынешним статистическим сборникам. К примеру, молочная продуктивность якутской коровы составляла всего 400-600 литров в год, а ее средний живой вес - 250-300 килограмм. Местное население до революции совершенно не ело овощей, очень ограниченным было употребление хлеба. Только с 60-х годов XIX столетия, с момента появления в Якутии поселений скопцов и русских крестьян, в области зародилось хлебопашество.
В «Памятной книжке Якутской области» за 1896 год отмечалось, что «упадок благосостояния якутов определяется не только крайней недостаточностью скотоводства, но и еще в большей мере беспомощностью их в земледелии». Местные жители не сидели, сложа руки, старались засеять хоть клочок земли, но их усилия заканчивались напрасной потерей времени и труда. «Отдаленный якут еще плохо разбирается в качествах почвы, десяток лет подряд сеет на той же земле, не заботясь о поднятии нови, - читаем мы в «Памятной книжке» 1896 года. - Якут рад бы учиться и совершенствовать свое земледелие, но, быть может, более чем где-нибудь, нужда порождает здесь незнание, а незнание – нужду».
Поэтому распространение сельскохозяйственных знаний среди населения Якутской области стало задачей №1.
Дело заранее было обречено на неудачу
Архивные материалы свидетельствуют: начиная со второй половины 19 века, прогрессивные жители Якутии ставили перед царским правительством вопрос об открытии в области сельскохозяйственного учебного заведения для подготовки кадров из числа коренного населения. Хорошо понимал и принимал близко к сердцу эту проблему дальновидный государственный деятель, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский.
Он был известен своими прогрессивными мерами в области изучения отдаленных окраин России. Генерал-губернатор привлекал местную интеллигенцию и даже политссыльных к изучению якутской природы. В 1851 году И.И.Муравьев-Амурский попросил руководство Якутской области отправить на обучение в Казанское удельное земледельческое училище 10 мальчиков. Якутские чиновники долго обсуждали просьбу и лишь в 1856 году направили на учебу в Казань 5 юношей-якутов, которые окончили училище в первой половине 60-х годов.
В 1861 году близ Якутска была открыта первая опытная ферма, куда и пригласили на работу первых местных специалистов - выпускников Казанского земледельческого училища. Однако ферма, просуществовав всего три года, не стала центром подготовки кадров и распространения столь необходимых сельскохозяйственных знаний и опыта.
Надо отметить, что первыми сельскохозяйственными специалистами в Якутии были... ветеринарные врачи. Первый их них, Вольдемар Густавович Гольман, приехал в Якутскую область в 1854 году. Разносторонне образованный человек, в своих бесконечных поездках по Якутии, основной целью которых была борьба с болезнями домашних животных, он вел большую просветительскую работу по вопросам сельского хозяйства. В.Г.Гольман изучал якутское скотоводство, а свои наблюдения обобщал в статьях, первая из которых - «Заметки о коневодстве в Якутской области» - вышла в свет в 1877 году. Но что мог сделать один-единственный специалист на такой огромной территории, как Якутия? Вопрос подготовки кадров из числа коренного населения год от года звучал все острее.
В 1889-1891 годах была предпринята вторая попытка создать «Научную сельскохозяйственную ферму». На эти цели в 1889 году было ассигновано 300 рублей, но, не имея постоянного руководителя со специальным образованием, с 1891 года ферма перестала существовать. «В обоих случаях дело заранее было обречено на неудачу из-за скудности средств и отсутствия людей, способных к ведению сельского хозяйства, - такой вывод был сделан в материалах «Памятной книжки Якутской области» за 1896 год. - Таким образом, область не получила той помощи в распространении сельскохозяйственных знаний, на которую она надеялась при организации опытных сельскохозяйственных ферм. Хлебопашество и скотоводство, являясь главнейшими источниками жизни якутов, по-прежнему нуждались в энергичной поддержке».
Канцелярскую рутину не мог побороть даже император
В 1896 году сделана третья попытка организовать под Якутском сельскохозяйственную ферму с трехгодичной сельхозшколой при ней. 5 мая 1896 года проект такой фермы и сельскохозяйственного училища первого разряда был утвержден. Намечалось принять в училище 60 юношей в возрасте 13-14 лет из разных сословий, преимущественно из «инородцев». Бюджет училища планировался в размере 12 тысяч 50 рублей. По проекту, училище должно было находиться в ведении Министерства земледелия и государственных имуществ. В проекте предусматривалось преподавание воспитанникам основных дисциплин агротехники, зоотехнии и ветеринарии: кормление и разведение сельскохозяйственных животных, молочное дело, гигиена и ветеринария, способы обработки почв, анализ их и удобрение, полезные и вредные для животных и полеводства растения, основы законодательства. Практические занятия планировалось проводить на скотоводческой ферме.
Прошение об устройстве сельскохозяйственного училища было подано, но пролежало под сукном долгих два года! Только спустя «невообразимое количество месяцев» на ходатайстве была сделана ни к чему не обязывающая отметка: «Следовало бы учредить одну школу немедленно». Для исполнения этого предписания необходимо было иметь расчет устройства здания школы, точный выбор места, чего в ходатайстве не оказалось, и прошение осталось в канцелярии Министерства земледелия и государственных имуществ без удовлетворения. Лишь в 1908 году Иркутский генерал-губернатор затребовал план расходов на устройство, оборудование и содержание сельскохозяйственной школы и ее хозяйства. Еще два года понадобилось Якутской администрации на составление сметы, и только в 1911 году проект школы на общую сумму в 71 тысячу 116 рублей 30 копеек был представлен в Совет Министров.
Смета и план сельскохозяйственной школы вместе с отчетом о состоянии Якутской области за 1911 год были поданы на утверждение императору, который соизволил отметить: «Крайне желательно открытие в Якутске сельскохозяйственной школы». Но одного желания императора оказалось мало - денег на устройство школы отпущено не было.
Вот какую оценку этим событиям дал В.В.Никифоров-Кюлюмнюр: «Последовал целый ряд ходатайств об открытии сельскохозяйственной школы. Был даже момент, когда казалось, что открытие школы близко к осуществлению. Так, на одном из всеподданнейших докладов Якутского губернатора о необходимости открытия в области сельскохозяйственной школы сам Глава Государства выразил свою волю о скорейшем открытии ее. Но по условиям государственного управления России даже державный caмодержец не в силах был побороть канцелярскую рутину».
Дело с мертвой точки сдвинул «человеческий фактор» - беззаветно преданные своему делу специалисты, без которых развитие сельского хозяйства в Якутии было бы просто немыслимо.
Первый правительственный агроном
Им стал М.П.Скадченко, который был назначен в Якутскую область в 1911 году, и в обязанности которого входило «распространять агрономические знания, по заявкам населения выписывать и распространять сельскохозяйственные машины и семена». Через год ему было выделено подкрепление в лице трех младших инструкторов по сельскому хозяйству. Они организовывали краткосрочные курсы по животноводству и земледелию, устраивали в улусах опытные поля, распространяли сельскохозяйственные знания среди местного населения. Краткосрочные курсы были рассчитаны на 40-70 часов, да и число слушателей на лекциях было невелико - от 15 до 40 человек. Систематических знаний местным жителям эти лекции дать не могли, поэтому агрономическая организация ходатайствовала об открытии постоянных курсов по сельскому хозяйству.
В 1914 году Главное управление землеустройства и земледелия просило Якутского губернатора выяснить возможность привлечения земских средств Якутской области «для учреждения низшего сельскохозяйственного училища». Ответ был удручающим: такие расходы совершенно непосильны для земской кассы.
В 1916 году Иркутский генерал-губернатор просил обсудить возможность участия земской управы в расходах на постройку здания и содержания сельскохозяйственной школы в Якутске. Смета на единовременные расходы по оборудованию школы «потянула» на 63 тысячи рублей. Из них на строительство здания - 42 тысячи и 21 тысяча - на хозяйственное оборудование.
17 марта 1918 года в Якутске прошло первое Чрезвычайное губернское земское собрание, протокол которого хранится в Национальном архиве РС(Я). Наряду со злободневными вопросами («с объявлением «Земли и Воли» крестьяне набросились на частновладельческие земли, что вызвало стихийные аграрные беспорядки»), участники собрания рассмотрели и приняли решение об организации в Якутске долгожданных сельскохозяйственных курсов.
Организация систематических 4-годичных сельскохозяйственных курсов с правами низшего сельскохозяйственного учебного заведения первого разряда была сопряжена с разного рода трудностями. Самое главное - у будущих курсов не было никакой производственной базы и помещения. Но за дело с большим энтузиазмом взялся исполняющий обязанности Областного агронома Николай Астраханцев, который впоследствии станет заведующим курсами.
Н.Н.Астраханцев заказал в Петрограде необходимую сельскохозяйственную литературу, подобрал штат преподавателей, собрал наглядные пособия, инвентарь и кое-какое оборудование, а также арендовал деревянный одноэтажный жилой дом на Большой улице (ныне – проспект Ленина), где и разместились курсы.
Объявление о наборе учащихся было опубликовано 2 августа 1918 года: «Земские 4-годичные сельскохозяйственные курсы, утвержденные Исполнительным Комитетом Якутского Совдепа, будут открыты с 1 сентября (по старому стилю) сего 1918 года. На курсы принимаются лица обоего пола, окончившие 4-х классные высшие начальные училища или 4 класса средних учебных заведений. Желающие познакомиться с программой курсов и желающие подать прошения приглашаются ежедневно в канцелярию курсов, ул. Великой Русской Революции, дом Ф.В.Астраханцева с 12 до 2 часов дня и с 4 до 6 часов вечера. Телефон №105. Временно исполняющий обязанности заведующего курсами агроном Астраханцев».
Прием прошений производился с 1 по 15 сентября. Обучение на курсах, что немаловажно, было бесплатным. Из четырех лет два первых года отводилось общеобразовательным дисциплинам, два последних - специальным: полеводству, животноводству и сельскохозяйственному машиноведению. В «Проекте временного устава» курсов отмечалось, что их главная цель - «дать своим слушателям законченное практическое сельскохозяйственное образование». Выпускники курсов удостаивались звания «сельскохозяйственный техник».
На заседании Совдепа, участие в котором принимали Платон Ойунский и Максим Аммосов, был утвержден штат учителей сельхозкурсов, а также смета учебного заведения - 21 тысяча рублей. Так в боевом 1918-м было положено начало созданию учебного заведения, которое ныне называется Якутский сельскохозяйственный техникум.