Высшая школа Республики Саха (Якутия) образовалась не
на пустом месте. Она явилась как бы венцом развития педагогической мысли в
крае. И здесь нельзя не сказать о народной педагогике, которую породила сама
жизнь. Она претворяла себя и в практике воспитания и нашла отражение в народно-поэтическом
творчестве. Уважение к старикам, которые обладали мудростью и опытом прожитых
лет, якуты проносили через всю жизнь.
Якутские пословицы и поговорки говорили о
превосходстве знания над незнанием, умного перед глупым, образованности перед
невежеством. Знание наизусть олонхо, сказок, загадок требовало от пытливых детей
острой памяти. Умения разбираться в сути вещей. Окружающий мир давал знания по
ботанике, зоологии, метеорологии, физике и астрономии, способствовал развитию
математических и технических представлений.
Ясность и четкость мысли. Острый ум -
отличительные черты героев фольклора, художественных произведений первых
писателей саха ©кс№кјлээх
©л№кс№йя (А. Е. Кулаковского). А. И.
Софронова, Н. Д. Неустроева, В.В. Никифорова, Платона Ойунского (П.А. Слепцова),
народных писателей Саха Амма Аччыгыйа (Н. Е. Мординова), Суоруна Омоллоона (Д. К. Сивцева), Эллэя (С.
Р. Кулачикова), Кјннјк
Уурастыырова (В. М. Новикова) и писателей
более поздних поколений.
В конце ХIХ – начале ХХ в обширном крае получили распространение
школы. Создаваемые политическими ссыльными.
Школы основывались и состоятельными якутами. Но и государство не стояло
в стороне. Со времен Петра 1 на
территории якутской земли создавались
школы и училища различного характера. Кроме того в Якутске были учительская
семинария, женская прогимназия, реальное училище. Мужская классическая
прогимназия.
Идея высшей школы возникла еще в начале
века. Так, в конце ХIХ века ссыльный студент П. П. Подбельский,
организовал частную школу в Алтанском наслеге Мегинского улуса, причем конечной
целью он ставил подготовку учащихся - якутов для поступления в средние и высшие учебные заведения. Как известно, его
ученики М. П. Афанасьев и П. Н.Сокольников закончили соответственно юридический
и медицинский факультеты Московского университета.
К началу 30–х годов в Якутии было около 20-ти
техникумов и рабфаков и около 500 школ. Самым естественным образом встал вопрос
о высшем учебном заведении. Который разрешился тем, что в октябре 1934 года был
открыт Якутский государственный педагогический институт с историческим и
физико-математическим факультетами. На следующий год были открыты факультет
языка и литературы и учительский институт с отделениями истории и русского
языка и литературы. Первым его директором стал И.П. Жегусов.
Первый набор составил 70 студентов вместо 120
запланированных.
В 1943-44 учебном году Якутский пединститут впервые после создания выполнил план приема.
В начале 50-х отделения переросли в факультеты. Если в 1934 году коллектив
преподавателей состоял из 12-ти человек, причем, никто из них не имел научной
степени, то к 1956 году на 14-ти кафедрах трех факультетов работало 96
преподавателей, более трети которых имели ученые степени и звания. Всего же до
открытия университета педагогический институт совместно с учительским выпустил
более двух тысяч учителей.
Первых своих абитуриентов в 1956 году университет
встретил, имея в своем составе 20 кафедр четырех факультетов, на которых
работали 105 преподавателей, в том числе 2 доктора и 36 кандидатов наук. В 1984
году, когда отмечалось по республике 50-летие высшей школы, университет законно
гордился тем, что на 63 кафедрах десяти факультетов преподавательскую и научную
работу в 559 человек, из них 19 - доктора наук, профессора и 276-кандидаты наук,
доценты. Кроме того, около 50-ти ведущих ученых академических и отраслевых
институтов Якутска привлекались к подготовке кадров в университете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий