четверг, 3 июля 2014 г.

Высшая школа Республики Саха (Якутия) образовалась не на пустом месте. Она явилась как бы венцом развития педагогической мысли в крае. И здесь нельзя не сказать о народной педагогике, которую породила сама жизнь. Она претворяла себя и в практике воспитания и нашла отражение в народно-поэтическом творчестве. Уважение к старикам, которые обладали мудростью и опытом прожитых лет, якуты проносили через всю жизнь.
Якутские пословицы и поговорки говорили о превосходстве знания над незнанием, умного перед глупым, образованности перед невежеством. Знание наизусть олонхо, сказок, загадок требовало от пытливых детей острой памяти. Умения разбираться в сути вещей. Окружающий мир давал знания по ботанике, зоологии, метеорологии, физике и астрономии, способствовал развитию математических и технических представлений.
        Ясность и четкость мысли. Острый ум - отличительные черты героев фольклора, художественных произведений первых писателей саха ©кс№кјлээх ©л№кс№йя (А. Е. Кулаковского). А. И. Софронова, Н. Д. Неустроева, В.В. Никифорова, Платона Ойунского (П.А. Слепцова), народных писателей Саха Амма Аччыгыйа (Н. Е. Мординова),  Суоруна Омоллоона (Д. К. Сивцева), Эллэя (С. Р. Кулачикова), Кјннјк Уурастыырова (В. М. Новикова) и писателей более поздних поколений.
        В конце ХIХ – начале ХХ в обширном крае получили распространение школы. Создаваемые политическими ссыльными.  Школы основывались и состоятельными якутами. Но и государство не стояло в стороне. Со времен Петра 1  на территории  якутской земли создавались школы и училища различного характера. Кроме того в Якутске были учительская семинария, женская прогимназия, реальное училище. Мужская классическая прогимназия.
        Идея высшей школы возникла еще в начале века. Так, в конце ХIХ века ссыльный студент П. П. Подбельский, организовал частную школу в Алтанском наслеге Мегинского улуса, причем конечной целью он ставил подготовку учащихся - якутов для поступления в средние и  высшие учебные заведения. Как известно, его ученики М. П. Афанасьев и П. Н.Сокольников закончили соответственно юридический и медицинский факультеты Московского университета.       
К началу 30–х годов в Якутии было около 20-ти техникумов и рабфаков и около 500 школ. Самым естественным образом встал вопрос о высшем учебном заведении. Который разрешился тем, что в октябре 1934 года был открыт Якутский государственный педагогический институт с историческим и физико-математическим факультетами. На следующий год были открыты факультет языка и литературы и учительский институт с отделениями истории и русского языка и литературы. Первым его директором стал И.П. Жегусов.
Первый набор составил 70 студентов вместо 120 запланированных.
В 1943-44 учебном году Якутский пединститут  впервые после создания выполнил план приема. В начале 50-х отделения переросли в факультеты. Если в 1934 году коллектив преподавателей состоял из 12-ти человек, причем, никто из них не имел научной степени, то к 1956 году на 14-ти кафедрах трех факультетов работало 96 преподавателей, более трети которых имели ученые степени и звания. Всего же до открытия университета педагогический институт совместно с учительским выпустил более двух тысяч учителей.

Первых своих абитуриентов в 1956 году университет встретил, имея в своем составе 20 кафедр четырех факультетов, на которых работали 105 преподавателей, в том числе 2 доктора и 36 кандидатов наук. В 1984 году, когда отмечалось по республике 50-летие высшей школы, университет законно гордился тем, что на 63 кафедрах десяти факультетов преподавательскую и научную работу в 559 человек, из них 19 - доктора наук, профессора и 276-кандидаты наук, доценты. Кроме того, около 50-ти ведущих ученых академических и отраслевых институтов Якутска привлекались к подготовке кадров в университете. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий