пятница, 18 марта 2016 г.

Как открыть первый в Якутии национальный детский сад и дожить до ста лет



Как открыть первый в Якутии национальный детский сад и дожить до ста лет
В 1925 году был открыт первый в истории Якутии национальный детский сад. Столетний юбилей его организатора Елизаветы Георгиевны Корниловой сотрудники республиканского ЗАГСа зарегистрировали под номером 1.
Отдавать малышей в «казенный дом» боялись
Елизавета Корнилова родилась 19 августа 1897 года в селе Кыллах Олекминского улуса. Девочка с детства интересовалась литературой, в 1920-м начала преподавать русский язык во 2-й Кыллахской начальной школе, а затем, переехав в Якутск, поступила на курсы воспитателей. В 20-х годах прошлого века детские дошкольные учреждения посещали только дети русских. Якуты, для которых все это было внове, боялись отдавать ребятишек в «казенный дом».
Е.Г.Корнилова
Вопрос об открытии в Якутске национального детского сада обсуждался на заседании президиума Ревкома 7 августа 1922 года. Революционный комитет постановил: «Открытие детсада для детей якутов утвердить». Руководительницей нового дошкольного учреждения была назначена Елизавета Георгиевна Корнилова.
Правда, воплощение решения об открытии национального детского сада в жизнь заняло целых 3 года. Елизавета Георгиевна повышала квалификацию, проходила практику в опытно-показательном детском доме имени Клары Цеткин в Москве, училась на трехмесячных Центральных дошкольных курсах для практических работников дошкольных учреждений, проходила практику на детских площадках Москвы.
Первый советский якутский детский сад «Национальный» открыл свои двери в 1925 году. Он находился на улице Строда (напротив здания Сбербанка на улице Кирова). Молодой и энергичной заведующей все же удалось уговорить недоверчивых родителей из числа местных жителей, и первые малыши переступили порог детского сада.
В детский сад – в кибитке
В семейном архиве Корниловых бережно хранятся фотографии, каждая из которых «оживает», когда узнаешь о ставших уже историческими событиях, запечатленных на них. На первой из них на нас смотрят 38 мальчишек и девчонок, два воспитателя и заведующая детским садом Елизавета Георгиевна Корнилова (в центре). Ребята постарше крепко держат в руках два транспаранта, на полотнищах которых латинскими буквами по «новгородовскому» алфавиту начертано: «Саа ы тупсарар сибэкки, оло у киэргэтэр о о» («Весна красна цветами, жизнь – детьми») и «1 Маай – улэ ит-хамначчыт куу ун тумэр кун. Советскай Союз эрэл куу э – ыччат о о» («Первомай – день солидарности трудящихся. Надежда Советского Союза – молодая поросль»). Чуть ниже транспарантов крупными буквами написано: «Саха о отун сада» (Якутский детский сад).
Воспитанники детского сада "Национальный"
На втором снимке воспитанники Якутского детского сада «Национальный» запечатлены перед демонстрацией 1 мая. На одном из трех транспарантов удалось прочитать: «Через сады, ясли, школы, пионеров – единым фронтом к воспитанию борца за новые формы жизни». Елизавета Георгиевна Корнилова делала все возможное, а порой и невозможное, чтобы эта новая жизнь, обещанная Советской властью, наступила.
Очень сложно было добиться выделения детскому саду кибитки с возчиком, чтобы собирать детей по домам, которые находились, в основном, в районе Сайсар, и привозить в детский сад. Одно дело - сагитировать родителей, и совсем другое – организовать работу так, чтобы ребятишки смогли посещать дошкольное учреждение даже в самые суровые морозы. Однако Елизавете Георгиевне это удалось, и детсадовская кибитка, украшенная флажками и цветами, участвовала во всех торжественных демонстрациях.
Никто не знал, чего стоило первой заведующей добиться выделения денег для нужд детсада, как ей удавалось доставать продукты и дрова, справляться с нескончаемой нехваткой того, другого, третьего. У многих детей не было хорошей обуви и одежды. Приходили, кто в чем – кто в торбасах, кто в поношенных рубахах с чужого плеча. Елизавета Георгиевна взяла за правило с каждой своей получки покупать кому-нибудь обновку. Подарки умиляли родителей, но и «воспитывали»: через некоторое время все дети были одеты и обуты аккуратно и добротно.
Та садовская программа, конечно, сильно отличалась от нынешней. Зато энтузиазма воспитателям было не занимать. На музыкальных занятиях разучивали песни Коминтерна, на уроках творчества лепили. Пластилина тогда не было и в помине, поэтому воспитатели собирали глину и разогревали на печке перед каждым занятием, чтобы у детей не мерзли пальчики. Ребята сами сгребали снег и делали горки. К Новому году украшали двор разноцветными игрушками из подкрашенного акварелью формовочного льда. Старшие обязаны были помогать малышам. Детей воспитывали не только взрослые, но и давно испытанное средство – труд.
В 20-30-е годы в Якутии свирепствовали туберкулез и трахома. Ребятишки из детского сада «Национальный», приходя домой, пели родителям песенки с занятий по гигиене: «Зубы чистить, руки мыть, и сырой воды не пить»…
Спустя годы, воспитанники детского сада «Национальный» стали известными в республике людьми. Среди них – Герой Социалистического Труда, генеральный директор производственного объединения «Якутзолото» Тарас Гаврилович Десяткин, выпускник Московского технического института им. Баумана Георгий Арведович Паулин, который работал на алмазодобывающих предприятиях Мирного, выпускник Московского инженерно-строительного института Виктор Модестович Кротов, который впоследствии возглавил строительную отрасль города. Татьяна Ивановна Крылова (Павлова) стала доктором медицинских наук, профессором, была проректором по научной работе Якутского государственного университета. Кандидат филологических наук, доцент Леонтина Модестовна Морозова (Кротова) читала лекции по литературе студентам историко-филологического факультета и факультета иностранных языков ЯГУ. Русский язык в университете преподавала Изабелла Емельянова (Мегежекская). Кандидат филологических наук, доцент Кыдана Ивановна Платонова работала преподавателем ИФФ ЯГУ, а ее сестра Сата Ивановна – преподавателем истории Якутского педагогического училища. Нинель Швецова, окончившая в Москве знаменитую Тимирязевскую академию, стала заслуженным агрономом республики.
Всю свою жизнь Елизавета Георгиевна отдала детям. Заведовала несколькими детскими садами Якутска, работала инспектором в Министерстве просвещения Якутской АССР, методистом педучилища, заведующей сектором Минпроса республики. 26 февраля 2013 года ее имя было присвоено детскому саду №51 «Кэскил» г.Якутска. 
 «Все у человека закладывается в детском саду»
19 августа 1997 года Елизавете Георгиевне Корниловой исполнилось 100 лет. Юбилей был широко отмечен. На дачу к Корниловым приехали вице-президент республики Спартак Борисов, начальник городского управления образования М.Г.Колодезникова, инспектор дошкольного отдела Р.В.Саввинова, заместитель председателя городского Совета ветеранов войны и труда С.А.Курчатова и другие. Сотрудники республиканского ЗАГСа зарегистрировали столетний юбилей Е.Г.Корниловой под номером 1.
На столетии Е.Г.Корниловой
В конце торжеств юбилярша произнесла речь, которая поразила всех до глубины души: «Я очень устала, но очень довольна, рада. Сил прибавилось. Большое спасибо вам! Желаю всем доброго здоровья, благополучной жизни и мирного неба! Молодежь, помогайте Якутии своей! Республика расцветет, пойдет дальше и будет даже ведущим регионом! Я в этом уверена».
Секретов долгожительства Елизавета Георгиевна не скрывала: «Все у человека закладывается в детском саду. Режим – вот что главное. Все просто, доступно и идет от общеизвестного народного опыта: будь честным – и совесть будет чиста; сумей добиться всего своим трудом; пообещал – сделай; поставил цель – добейся; не теряй интереса к жизни; хочешь быть оптимистом – будь; хочешь жить дольше ста лет – живи!».
Елизавета Георгиевна Корнилова ушла из жизни 8 мая 1999 года – накануне дня Великой Победы, которую она, как и миллионы женщин-тружениц великой страны, приближала своим трудом. 

пятница, 4 марта 2016 г.

Как сельские фельдшера спасли жителей Якутии

Как сельские фельдшера спасли жителей Якутии
О первых якутских фельдшерах писали мало. Еще никто в полной мере не оценил их роль в истории здравоохранения Якутии, а ведь более 150 лет они практически в одиночку спасали жизни якутян.
Трахома сдалась не сразу
Древние утверждали: «Милосердие украшает сильного». Но, знакомясь с судьбами выпускниц Якутской фельдшерско-акушерской школы (ЯФАШ) начала 50-х годов, убеждаешься в неточности этого утверждения: только сильные духом могут быть милосердными.
Выпускница 1946 года Татьяна Ивановна Захарова после окончания ЯФАШ вернулась  фельдшером-акушеркой в родную деревню Сологон Горного района: «Люди жили очень бедно: ни теплой одежды, ни нормального питания. Поэтому были распространены такие заболевания, как туберкулез, трахома, чесотка, глисты. Лекарств почти не было. Как результат – высокая смертность. Ездила по вызовам на дальние участки: летом – верхом на лошади, зимой – на санях. Много приходилось ходить пешком. За 30 лет я помогла появиться на свет 823 малышам, и ни один из них не умер. Тяжелых больных выхаживала. Чтобы ликвидировать трахому, выскабливала слизистую век детям, школьникам и взрослым».
В 1948 году 18-летнюю выпускницу ЯФАШ Викторию Суворину направили в Аллайховский район – заведовать Баягнырским фельдшерско-акушерским пунктом. Что только ей не приходилось делать: удалять зубы, лечить трахому и туберкулез, принимать роды, вправлять вывихи. На отдаленные участки ездила по тундре на оленьих и собачьих упряжках. Ее уважали, к ней прислушивались, затем назначили заведующей райздравотделом. После переезда в Якутск более 40 лет Виктория Иннокентьевна работала сначала на противомалярийной станции, а затем – в отделе паразитологии республиканской СЭС. Много сделала для ликвидации малярии и тениаринхоза - объездила все районы республики, лечила людей и готовила кадры.
Т.Н.Ермолаева (Васильева)
«Работать на селе в 50-е годы было очень тяжело, - вспоминала выпускница ЯФАШ 1949 года Тамара Никитична Ермолаева (Васильева), работавшая в Амгинском районе. – У райбольницы не было своей машины, экстренную помощь выезжали оказывать на тракторе. Диагностические возможности даже центральной районной больницы были весьма ограниченными, а на участках – тем более. Перечень лекарств – и того хуже: антибиотиков и других действенных препаратов не было. На вызовы выезжали в любое время суток за 20-30, а то и 50 километров! Особенно трудно было зимой, ведь теплой одежды не хватало: одевались мы плохо. Помогало то, что люди строго выполняли твои советы, точно по схеме принимали порошки, таблетки, если требовалось, ложились в больницу. Чаще болели дети, ведь на фермах и в домах полы были в основном земляные. Роды принимали прямо на участках».
«Начало моей самостоятельной работы в селе Малтаны Горного района – тяжелые послевоенные годы, - вспоминала выпускница 1950 года Мария Афанасьевна Павлова. – Всем было трудно: жили тесно, скученно, в юртах. Хороших домов не было. Еды, одежды не хватало. Сельский ФАП был на 3 койки, из оборудования – деревянные топчаны и комната с одной койкой для родов. А наслег был большой: 3 колхоза и 29 участков, расположенных далеко друг от друга. Сама жила при медпункте, в маленькой комнатушке.
М.А.Павлова
В 1951 году перед медиками была поставлена задача – ликвидировать трахому. Ездила по участкам, школам, домам, в результате чего 70% населения вылечила от этого вирусного заболевания глаз. Активно занималась санитарно-просветительной работой: выпускала стенгазеты, проводила беседы. Однажды, поехав на вызов, чуть не погибла: плот, на котором переправлялась через реку, залило водой. А однажды осенью шла с  участка по лесу и встретила… лося: от моего крика тот, бедный, бросился прочь в лесную чащу.
Еще одной серьезной задачей стала борьба с туберкулезом. Строго выполняла назначения врачей и план по прививкам. Научилась вводить воздух в плевру легких, что делала очень аккуратно. Не сосчитать, сколько приняла родов, нередко тяжелых. Делала все: лечила зубы, переломы рук, ног, вскрывала гнойные абсцессы. Детей лечила от кори, гепатита, дизентерии. За время работы в наш медпункт приезжало много фельдшеров и медсестер, но никто не оставался. А я проработала в Горном районе всю жизнь: 36 лет на одном месте».  
Роддом на… две койки
В июне 1949 года, после окончания ЯФАШ, Мария Николаева получила направление в Шеинскую больницу, где начала работать акушеркой. 1 марта 1950 года в небольшом сунтарском селе был открыт роддом на две койки. Сейчас это звучит смешно, а тогда надо было приложить немало сил, чтобы убедить женщин рожать в больнице, а не дома. М.Н.Николаева стала первым и единственным специалистом в наслеге, которая вела лечебно-профилактическую и просветительскую работу. Благодаря таким самоотверженным фельдшерам, в Сунтарском районе в 1955 году была ликвидирована малярия, в 1962 году – трахома и в 1977-м – гельминтозы. А начиная с середины 60-х годов, не было зафиксировано ни одного случая смерти от туберкулеза.
М.Н.Николаева
Особое внимание уделяла Мария Николаевна охране здоровья матерей. 17 лет молодая акушерка была единственным медработником (!) в Сарылахском наслеге, где рождаемость была высокой. Благодаря хорошей теоретической подготовке, ответственности, огромному человеколюбию, доброте и верности своей профессии М.Н.Николаева не допускала случаев гибели новорожденных и детей до 3-х лет.
В далекий Оленекский район была направлена выпускница 1954 года Екатерина Петровна Степанова. Много трудностей довелось преодолеть молодому фельдшеру: для начала добилась того, чтобы отремонтировали медпункт, где раньше вместо стекол вставляли… лед, а летом – занавес из материи! Когда не хватало дров для отопления помещения медпункта, шла на их заготовку в лес. В 60-х годах участвовала в ликвидации эпидемии сибирской язвы у оленей: летала на вертолете делать прививки в Анабар и Саскылах.
В 1953 году молодого фельдшера-акушера Марину Попову направили на север – в Момский район, где она заведовала медпунктом в колхозе имени Сталина. Часто приходили вызова с ферм, куда приходилось добираться в одиночку на телеге. Самыми трудными были поездки в стада, которые находились в 250-300 километрах: зимой – на оленьих упряжках, летом – на лошади. По дороге иногда приходилось ночевать в палатке. В стадах проводила по 5-6 дней. У сельских фельдшеров того времени ни выходных, ни отпусков не было, а работы – хоть отбавляй».
Подарила Якутии сына – талантливого режиссера
В 1949 году окончила ЯФАШ Зинаида Расторгуева, которая по распоряжению Минздрава ЯАССР поехала в Кобяйский район и была назначена заведующей Тыайинским фельдшерским пунктом. «Медпункт размещался в старом доме, выстроенном из плохо отесанных бревен, - вспоминала З.П.Расторгуева. – В одной половине медпункта я обустроила свое нехитрое жилье, а в другой, за печкой, где стоял деревянный топчан, прикрытый простыней, принимала больных. В прихожей около печи, которая топилась с утра до вечера, спала санитарка медпункта».
З.П.Расторгуева
В Теинском наслеге жили более 300 человек. Люди страдали многими хроническими болезнями, приобретенными в нелегких условиях сельской жизни. Были распространены трахома, чесотка, туберкулез, дети болели корью, краснухой. Но в те годы, когда работала Зина Расторгуева, в наслеге не было ни одной эпидемиологической вспышки. Русская девушка Зина, воспитанная среди якутов, владела якутским как родным и быстро нашла общий язык с теинцами.
Помимо села, она обслуживала еще и несколько производственных участков со скотоводческими фермами, ездила на вызова в охотничьи и рыболовецкие бригады. Зимой и летом, в холод и зной, на лошадях и оленях, по санным и верховым дорогам, по страшным комариным и болотистым местам, одна по тайге… Люди ее звали просто – фельдшер Зина.
Помимо тех знаний, которые она получила в ЯФАШ, жизнь заставила ее многому научиться. «Приходилось все делать самой, - вспоминала Зинаида Пантелеймоновна. – И гнойные раны вскрывать, и удалять больные зубы, и роды принимать». Несмотря на то, что малыши  появлялись на свет в холодных сырых избушках, за те годы, что она работала в медпунктах Теи и Чагды, ни один новорожденный не умер.
Спустя годы, отличник здравоохранения СССР Зинаида Пантелеймоновна Расторгуева стала признанной и авторитетной Далбар Хотун, подарившей Якутии талантливого режиссера Андрея Саввича Борисова.
А.Сивцева
В 1956 году окончила фельдшерско-акушерское отделение Анна Сивцева, которая поехала работать в родной Оймяконский район. Была назначена фельдшером «красного чума», что для девушки было сродни подвигу. Постоянный кочевой образ жизни: зимой холод до минус 60-ти, летом – жара, комары, мошкара, дожди. Но никакие трудности жизни и работе на Полюсе холода не могли помешать отважной Анне: медицинская помощь к оленеводам всегда приходила вовремя. Помогала … музыка: Анна хорошо пела и играла на гитаре. Вот и на фотографии, датированной 1958 годом, фельдшер Анна Сивцева держит в руках любимую гитару.
Медколледжу – 110 лет, выпускнице – 100
2 сентября 2016 года Якутскому медицинскому колледжу, который стал правопреемником Якутской фельдшерско-акушерской школы, исполнится 110 лет. А выпускница школы 1937 года Евдокия Степановна Яковлева 29 февраля 2016 года отметила свой 100-летний юбилей!
- В 1935 году, окончив школу в Сунтарском улусе, я приехала учиться в Якутск и поступила на акушерское отделение, - рассказывает Евдокия Степановна.-  На курсе нас было немного, человек 15. Так как учиться на акушерок шли неохотно, была привилегия: большая стипендия – 93 рубля. Учились мы с удовольствием: в школе работали очень хорошие преподаватели – в основном, это были приезжие из центральных городов страны. До сих пор, а прошло очень много лет, помню их доброжелательность и хорошее отношение к нам, ученикам.
Е.С.Яковлева
Больниц было мало, так что практика у нас была пассивная – мы чаще наблюдали. А жили в общежитии по улице Дзержинского (в районе нынешней спортивной школы). На первом курсе было по 6 человек в комнате, а на втором в одной большой комнате нас было 14. Жили мы трудно, голодно, но очень дружно. В одной комнате вместе - и русские, и татарки, и украинки, и эвенки, и мы, якутки. Делились друг с другом последним: и едой, и одеждой, и за 2 года никто ни с кем ни разу не поссорился. В свободное время иногда ходили в кино, очень редко – в театры.
Учебный корпус ЯФАШ, 1937 год
После окончания школы в 1937 году нас распределили по разным районам республики. Я попала в Усть-Алданский район: сначала работала акушеркой в селе Танда, затем меня перевели в райцентр, где я была единственной медсестрой на всю больницу.     
Продолжение следует

среда, 2 марта 2016 г.

Четыре жительницы Якутии награждены знаком «Материнская слава»

Четыре жительницы Якутии награждены знаком «Материнская слава»
2 марта Глава республики Егор Борисов подписал указ №968 о награждении знаком «Материнская слава» («Кун кубэй ийэ»).
За особые заслуги в воспитании детей, вклад в укрепление семьи, сохранение и развитие семейных традиций награждены четыре многодетных матери, воспитывающие от 7 до 10 детей:
Большакова Екатерина Серафимовна, родившая и воспитывающая 9 детей, город Якутск;
Гладких Галина Сергеевна, родившая и воспитывающая 10 детей, Хангаласский улус;
Иванова Нюргуяна Алексеевна, родившая и воспитывающая 8 детей, Намский улус;
Санникова Анна Васильевна, родившая и воспитывающая 7 детей, Усть-Янский улус (район).
На фото: семья Гладких.