Как сельские фельдшера спасли жителей Якутии
О первых якутских фельдшерах писали мало. Еще никто в полной мере не оценил их роль в истории здравоохранения Якутии, а ведь более 150 лет они практически в одиночку спасали жизни якутян.
Трахома сдалась не сразу
Древние утверждали: «Милосердие украшает сильного». Но, знакомясь с судьбами выпускниц Якутской фельдшерско-акушерской школы (ЯФАШ) начала 50-х годов, убеждаешься в неточности этого утверждения: только сильные духом могут быть милосердными.
Выпускница 1946 года Татьяна Ивановна Захарова после окончания ЯФАШ вернулась фельдшером-акушеркой в родную деревню Сологон Горного района: «Люди жили очень бедно: ни теплой одежды, ни нормального питания. Поэтому были распространены такие заболевания, как туберкулез, трахома, чесотка, глисты. Лекарств почти не было. Как результат – высокая смертность. Ездила по вызовам на дальние участки: летом – верхом на лошади, зимой – на санях. Много приходилось ходить пешком. За 30 лет я помогла появиться на свет 823 малышам, и ни один из них не умер. Тяжелых больных выхаживала. Чтобы ликвидировать трахому, выскабливала слизистую век детям, школьникам и взрослым».
В 1948 году 18-летнюю выпускницу ЯФАШ Викторию Суворину направили в Аллайховский район – заведовать Баягнырским фельдшерско-акушерским пунктом. Что только ей не приходилось делать: удалять зубы, лечить трахому и туберкулез, принимать роды, вправлять вывихи. На отдаленные участки ездила по тундре на оленьих и собачьих упряжках. Ее уважали, к ней прислушивались, затем назначили заведующей райздравотделом. После переезда в Якутск более 40 лет Виктория Иннокентьевна работала сначала на противомалярийной станции, а затем – в отделе паразитологии республиканской СЭС. Много сделала для ликвидации малярии и тениаринхоза - объездила все районы республики, лечила людей и готовила кадры.
Т.Н.Ермолаева (Васильева)
«Работать на селе в 50-е годы было очень тяжело, - вспоминала выпускница ЯФАШ 1949 года Тамара Никитична Ермолаева (Васильева), работавшая в Амгинском районе. – У райбольницы не было своей машины, экстренную помощь выезжали оказывать на тракторе. Диагностические возможности даже центральной районной больницы были весьма ограниченными, а на участках – тем более. Перечень лекарств – и того хуже: антибиотиков и других действенных препаратов не было. На вызовы выезжали в любое время суток за 20-30, а то и 50 километров! Особенно трудно было зимой, ведь теплой одежды не хватало: одевались мы плохо. Помогало то, что люди строго выполняли твои советы, точно по схеме принимали порошки, таблетки, если требовалось, ложились в больницу. Чаще болели дети, ведь на фермах и в домах полы были в основном земляные. Роды принимали прямо на участках».
«Начало моей самостоятельной работы в селе Малтаны Горного района – тяжелые послевоенные годы, - вспоминала выпускница 1950 года Мария Афанасьевна Павлова. – Всем было трудно: жили тесно, скученно, в юртах. Хороших домов не было. Еды, одежды не хватало. Сельский ФАП был на 3 койки, из оборудования – деревянные топчаны и комната с одной койкой для родов. А наслег был большой: 3 колхоза и 29 участков, расположенных далеко друг от друга. Сама жила при медпункте, в маленькой комнатушке.
М.А.Павлова
В 1951 году перед медиками была поставлена задача – ликвидировать трахому. Ездила по участкам, школам, домам, в результате чего 70% населения вылечила от этого вирусного заболевания глаз. Активно занималась санитарно-просветительной работой: выпускала стенгазеты, проводила беседы. Однажды, поехав на вызов, чуть не погибла: плот, на котором переправлялась через реку, залило водой. А однажды осенью шла с участка по лесу и встретила… лося: от моего крика тот, бедный, бросился прочь в лесную чащу.
Еще одной серьезной задачей стала борьба с туберкулезом. Строго выполняла назначения врачей и план по прививкам. Научилась вводить воздух в плевру легких, что делала очень аккуратно. Не сосчитать, сколько приняла родов, нередко тяжелых. Делала все: лечила зубы, переломы рук, ног, вскрывала гнойные абсцессы. Детей лечила от кори, гепатита, дизентерии. За время работы в наш медпункт приезжало много фельдшеров и медсестер, но никто не оставался. А я проработала в Горном районе всю жизнь: 36 лет на одном месте».
Роддом на… две койки
В июне 1949 года, после окончания ЯФАШ, Мария Николаева получила направление в Шеинскую больницу, где начала работать акушеркой. 1 марта 1950 года в небольшом сунтарском селе был открыт роддом на две койки. Сейчас это звучит смешно, а тогда надо было приложить немало сил, чтобы убедить женщин рожать в больнице, а не дома. М.Н.Николаева стала первым и единственным специалистом в наслеге, которая вела лечебно-профилактическую и просветительскую работу. Благодаря таким самоотверженным фельдшерам, в Сунтарском районе в 1955 году была ликвидирована малярия, в 1962 году – трахома и в 1977-м – гельминтозы. А начиная с середины 60-х годов, не было зафиксировано ни одного случая смерти от туберкулеза.
М.Н.Николаева
Особое внимание уделяла Мария Николаевна охране здоровья матерей. 17 лет молодая акушерка была единственным медработником (!) в Сарылахском наслеге, где рождаемость была высокой. Благодаря хорошей теоретической подготовке, ответственности, огромному человеколюбию, доброте и верности своей профессии М.Н.Николаева не допускала случаев гибели новорожденных и детей до 3-х лет.
В далекий Оленекский район была направлена выпускница 1954 года Екатерина Петровна Степанова. Много трудностей довелось преодолеть молодому фельдшеру: для начала добилась того, чтобы отремонтировали медпункт, где раньше вместо стекол вставляли… лед, а летом – занавес из материи! Когда не хватало дров для отопления помещения медпункта, шла на их заготовку в лес. В 60-х годах участвовала в ликвидации эпидемии сибирской язвы у оленей: летала на вертолете делать прививки в Анабар и Саскылах.
В 1953 году молодого фельдшера-акушера Марину Попову направили на север – в Момский район, где она заведовала медпунктом в колхозе имени Сталина. Часто приходили вызова с ферм, куда приходилось добираться в одиночку на телеге. Самыми трудными были поездки в стада, которые находились в 250-300 километрах: зимой – на оленьих упряжках, летом – на лошади. По дороге иногда приходилось ночевать в палатке. В стадах проводила по 5-6 дней. У сельских фельдшеров того времени ни выходных, ни отпусков не было, а работы – хоть отбавляй».
Подарила Якутии сына – талантливого режиссера
В 1949 году окончила ЯФАШ Зинаида Расторгуева, которая по распоряжению Минздрава ЯАССР поехала в Кобяйский район и была назначена заведующей Тыайинским фельдшерским пунктом. «Медпункт размещался в старом доме, выстроенном из плохо отесанных бревен, - вспоминала З.П.Расторгуева. – В одной половине медпункта я обустроила свое нехитрое жилье, а в другой, за печкой, где стоял деревянный топчан, прикрытый простыней, принимала больных. В прихожей около печи, которая топилась с утра до вечера, спала санитарка медпункта».
З.П.Расторгуева
В Теинском наслеге жили более 300 человек. Люди страдали многими хроническими болезнями, приобретенными в нелегких условиях сельской жизни. Были распространены трахома, чесотка, туберкулез, дети болели корью, краснухой. Но в те годы, когда работала Зина Расторгуева, в наслеге не было ни одной эпидемиологической вспышки. Русская девушка Зина, воспитанная среди якутов, владела якутским как родным и быстро нашла общий язык с теинцами.
Помимо села, она обслуживала еще и несколько производственных участков со скотоводческими фермами, ездила на вызова в охотничьи и рыболовецкие бригады. Зимой и летом, в холод и зной, на лошадях и оленях, по санным и верховым дорогам, по страшным комариным и болотистым местам, одна по тайге… Люди ее звали просто – фельдшер Зина.
Помимо тех знаний, которые она получила в ЯФАШ, жизнь заставила ее многому научиться. «Приходилось все делать самой, - вспоминала Зинаида Пантелеймоновна. – И гнойные раны вскрывать, и удалять больные зубы, и роды принимать». Несмотря на то, что малыши появлялись на свет в холодных сырых избушках, за те годы, что она работала в медпунктах Теи и Чагды, ни один новорожденный не умер.
Спустя годы, отличник здравоохранения СССР Зинаида Пантелеймоновна Расторгуева стала признанной и авторитетной Далбар Хотун, подарившей Якутии талантливого режиссера Андрея Саввича Борисова.
А.Сивцева
В 1956 году окончила фельдшерско-акушерское отделение Анна Сивцева, которая поехала работать в родной Оймяконский район. Была назначена фельдшером «красного чума», что для девушки было сродни подвигу. Постоянный кочевой образ жизни: зимой холод до минус 60-ти, летом – жара, комары, мошкара, дожди. Но никакие трудности жизни и работе на Полюсе холода не могли помешать отважной Анне: медицинская помощь к оленеводам всегда приходила вовремя. Помогала … музыка: Анна хорошо пела и играла на гитаре. Вот и на фотографии, датированной 1958 годом, фельдшер Анна Сивцева держит в руках любимую гитару.
Медколледжу – 110 лет, выпускнице – 100
2 сентября 2016 года Якутскому медицинскому колледжу, который стал правопреемником Якутской фельдшерско-акушерской школы, исполнится 110 лет. А выпускница школы 1937 года Евдокия Степановна Яковлева 29 февраля 2016 года отметила свой 100-летний юбилей!
- В 1935 году, окончив школу в Сунтарском улусе, я приехала учиться в Якутск и поступила на акушерское отделение, - рассказывает Евдокия Степановна.- На курсе нас было немного, человек 15. Так как учиться на акушерок шли неохотно, была привилегия: большая стипендия – 93 рубля. Учились мы с удовольствием: в школе работали очень хорошие преподаватели – в основном, это были приезжие из центральных городов страны. До сих пор, а прошло очень много лет, помню их доброжелательность и хорошее отношение к нам, ученикам.
Е.С.Яковлева
Больниц было мало, так что практика у нас была пассивная – мы чаще наблюдали. А жили в общежитии по улице Дзержинского (в районе нынешней спортивной школы). На первом курсе было по 6 человек в комнате, а на втором в одной большой комнате нас было 14. Жили мы трудно, голодно, но очень дружно. В одной комнате вместе - и русские, и татарки, и украинки, и эвенки, и мы, якутки. Делились друг с другом последним: и едой, и одеждой, и за 2 года никто ни с кем ни разу не поссорился. В свободное время иногда ходили в кино, очень редко – в театры.
Учебный корпус ЯФАШ, 1937 год
После окончания школы в 1937 году нас распределили по разным районам республики. Я попала в Усть-Алданский район: сначала работала акушеркой в селе Танда, затем меня перевели в райцентр, где я была единственной медсестрой на всю больницу.
Продолжение следует
Автор: Ирина Пантелеева
Источник: News.Ykt.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий