воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Женщины, на трактор: как «поднимали 
целину» в Якутии

Женщины, на трактор: как «поднимали целину» в Якутии
Сельское хозяйство и в 21 веке остается головной болью Якутии. Нетрудно представить, как нелегко было тем, кто «поднимал целину» в республике. «Первую скрипку» здесь играли трактористы – в те годы эта профессия считалась элитной.
ТРАКТОР - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Массовое колхозное движение в Якутии началось в 1929 году. 4 марта 1929 года было принято постановление «Об осуще­ствлении земельной реформы», на основании которого батрацко-бедняцким хозяйствам Якутии было передано 150 тысяч гектаров лучших земель.
Трактор Фордзон образца 1929 года
Но для освоения этих площадей нужна была техника. Появление на колхозных полях Якутии первых тракторов, которых окрестили «железными конями», вызвало восторг и восхищение людей. В навигацию 1927 года в республику были доставлены три первых трактора «Фордзон» - самой распространенной в мире марки трактора американской фирмы «Форд».
«Фордзон» имел компановку, которая впоследствии стала классической для колесных тракторов: два задних колеса увеличенного диаметра - ведущие, а два передних - направляющие. Этот трактор впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов, а его конструкция была рассчитана на массовое производство, что обеспечивало низкую стоимость столь необходимой колхозам машины. Вскоре производство этой машины освоили рабочие ленинградского завода «Красный путиловец». «Фордзон-Путиловец» мог работать с двухкорпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также приводить в действие стационарные машины.
Одним из серьезных недостатков конструкции этого трактора была низкая ремонтнопригодность двигателя. Карбюраторный двигатель (топливо - керосин) имел мощность всего 20 лошадиных сил. Еще один минус - задние колеса машины, не защищенные щитками, могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а в непогоду забрызгивали его грязью. Но все эти недостатки не помешали «Фордзону-Путиловцу» стать, без преувеличения, символом коллективизации сельского хозяйства СССР: его изображали на картах, открытках, почтовых марках и даже агитплакатах.
Сейчас раритет времен коллективизации можно увидеть только в музеях. В Якутии модели трактора «Фордзон» есть в селе Тойбохой Сунтарского улуса и в Ытык-Кюеле Таттинского улуса.
КАК «КРАСНЫЙ ТРАКТОР» СТАЛ ОРДЕНОНОСЦЕМ
Желающих оседлать «железных коней» в Якутии было очень много, работы – непочатый край. Но нужны были механиза­торы. И надо отметить, что правительство Якутии на­правило первых представителей республики на учебу заранее, в 1925-м, то есть за два года до того, как на по­лях появились первые тракторы. Местом уче­бы первых якутских специалистов по тракторному делу – Я.А.Эстеркеса и Б.В.По­пова - стал город Харьков Украинской ССР.
Первые трактористы якутии Б.В.Попов и Я.А.Эстеркес
Первым трактор на колхозные поля рес­публики вывел Яков Аронович Эстеркес, который, отучившись, вернулся в ставшую ему родной Якутию в 1927 году. Вот как писала газета «Автономная Якутия» об этом историческом событии: «Под управлением опытного тракториста т.Эстеркеса трактор марки «Фордзон» работал без малейших перебоев и дефектов. Заявок на тракторную пахоту было много, и вообще население заинтересовано».
Слово «трактор» было самым популярным в селах Якутии: многие дети в духе времени получили имена Трактор и Тракторина. Название «Красный трактор» было присвоено одному из колхозов в Мегино-Кангаласском районе. Символично, что на Всесоюзных сельскохозяйственных выставках 1939 и 1940 годов за достигнутые успехи это хозяйство было удостоено диплома 1 степени, премировано деньгами и легковой автомашиной! А 20 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР колхоз «Красный трактор» был награжден орденом «Знак Поче­та» и стал первым в Якутии орденоносным колхозом.
К 1932 году на полях республики было уже 260 «Фордзонов», а 3 года спустя появились первые комбайны. В марте 1936 года через железнодо­рожную станцию Большой Невер в Якутск своим ходом прибыли первые тракторы ЧТЗ. Этот уникальный тракторный караван вошел в историю как «ледовый поход челябинских тракторов».
Первый комбайн в Якутии появился в 1935 году.
ПРАКТИКА ВСЕМУ ГОЛОВА
Осенью 1930 года Наркомзем ЯАССР организовал массовые кур­сы по подготовке сельских механизаторов. Свои знания молодежи передавали первые якутские трактористы Борис Васильевич Попов и Яков Ароно­вич Эстеркес, а также первый механик-якут Конон Михайлович Сысолятин. На этих курсах учились 60 посланцев комсомола республики.
Первые курсы по подготовке руководителей колхозов Якутии, 1929 г
Много лет спустя в газете «Социалистическая Якутия» вышла статья «Первая борозда», в которой ветераны-механизаторы Михаил Саввич Захаров и Игнатий Егорович Федоров рассказали, как учили механизаторов в 30-е годы прошлого века: «Трудно приходилось будущим трактористам. У многих за плечами только начальное образование. Об учебниках, наглядных пособиях, моде­лях, плакатах в ту пору и не мечтали. Преподаватели мелом на доске вычер­чивали схемы и графики, а слушатели старательно срисовывали. До вес­ны 1931 года мы и трактора-то не видели. Только в апреле доставили из Мархинского зерносовхоза «Фордзон».
В мае курсанты под руководством инструктора по вождению Б.В.По­пова выехали на производственную практику в зерносовхоз «Мархинский». Работали заправщиками, прицепщиками, учились на тракторах пахать, бороновать, сеять. После успешно проведенной посевной все получили зачеты по практике и здесь же, в совхозе, сдали экзамены на право управлять трактором и сельхозмашинами. Часть трактористов Наркомзем республики оставил в совхозе «Мархинский», остальных отправил в центральные районы, где создавались машин­но-сенокосные станции.
Курсы трактористов сеноцентра
В Мархе мы работали на американских «Фордзонах» - маломощных, капризных машинах. Однако весной 1933 года прошли кур­сы переподготовки, и на посевной многие работали уже на новых тракто­рах с пятиконечной звездой на радиаторе и маркой «ФП» - «Фордзон-Путиловец».
ТРАКТОРИСТ - ПРОФЕССИЯ ЭЛИТНАЯ
Тракторист в те времена был элитной профессией. Как свидетельствуют архивные документы, к кандидатам предъявлялись строгие требования: они должны были быть колхозниками и колхозницами, рабочими и работницами, ударниками труда, а также иметь образование не менее двух классов. С возрастом се­рьезных ограничений не наблюдалось: востребованную профессию могли получить мужчины и женщины 18-35 лет.
К тракторным бригади­рам и механикам требования были еще строже. Тракторные бригадиры долж­ны были иметь стаж работы на тракторе не менее 2-х лет и быть ударниками первой категории. Требовалось образование не менее 4-х клас­сов и возраст от 20 лет. Стать тракторными брига­дирами также могли квалифицированные рабочие и работницы предприятий, колхозов и МТС по ре­монту сложных сельскохозяйственных машин, демобилизованные красноармейцы, уже прошедшие курсы трактористов и имеющие стаж работы на тракторах не менее года. Механиками могли стать только опытные и квалифицированные бри­гадиры тракторных бригад, помощники механиков и практики-механики с двухлетним стажем работы. За плечами у них должно быть не менее пяти классов образования, возраст – от 22 до 35 лет. У механиков был и самый большой срок обучения – 1 год.
Из 26 первых учащихся открывшейся в Якутске в 1934 году Школы тракторных бригадиров и механиков было четверо середняков, один батрак, один рабочий, ос­тальные - бедняки. Интересно, что в графе «образование» у первой и единственной женщины первого набора школы Александры Поповой из Мегежекской МТС указано: «самообразование». Если учесть, что ударница производства, член ВЛКСМ окончила Школу тракторных бригадиров с отличием, то уровень самообразования у девушки был, что называется, «на высоте».
Первый выпуск механиков состоялся 10 апреля 1936 года. Школа выпустила 18 человек, из них 15 якутов. Выпускные экзамены сдали на «отлично» четверо, в том числе и Александра Попова.
К тому времени отечественная тракто­ростроительная промышленность выпускала несколько марок тракторов: «Фордзон-пугиловец», СТЗ 60-60, первый в мире гусеничный трактор массового производства «Универсал», СКТХ-НАТИ, С-65 и ХТЗ-12 Г. Две последние модели - газогенераторные тракторы. Каждая модер­низация трактора требовала определенной подготовки, поэтому в 1939 году в Якутске были организованы курсы трактористов-газогенераторщиков.
УЧЕБНИКИ ВМЕСТО ПЕРЕВОДЧИКОВ
Элитность профессии, что называется, обязывала - среди документов Национального архива PC (Я) по Школе тракторных бригадиров и механиков есть очень интересный приказ, в котором говорит­ся: «Объявить беспощадную борьбу с матерщи­ной, как пережитком старого быта, унижающим достоинство человека.
Метод борьбы выб­рать следующий: вывесить при входе в мастерскую крашен­ую доску, на которой крупными шрифтами вы­вести имя и фамилию ругающегося, вплоть до его исправления. Вывешивать всех ругающихся, невзирая на лица. На неподдающихся исправлению налагать административное взыскание вплоть до уволь­нения с работы и учебы».
Вопрос о культуре был важнейшей темой в воспитательной работе Школы. Особое внимание уделялось гигиене учащихся, контролю за порядком и чистотой, культуре общения и быта: приехавших из деревень молодых парней и девчонок многому приходилось учить.
Подготовке и закреплению механизаторских кадров уделялось повышенное внимание: правительство республики даже повысило стипендию учащимся. С 1940 года был установлен дифференцирован­ный метод выдачи стипендий. Он имел 4 категории: высшая, кото­рую учащиеся имели право получать только в том случае, если 75% оценок были «отличными», повышенная – 50% «отлично» и «хорошо», а остальные - «посредственно», нормальная (если в табеле не было оценок «плохо») и пониженная (если имелось от 1 до 3 оценок «плохо»). Учащиеся, имевшие от 3 до 5 оценок «плохо», стипендию не получали.
Школа столкнулась с рядом трудностей – значительная часть курсантов была из местного населения, и слабо владела русским языком. Поэтому некоторые дисциплины преподавались через переводчика, что усложняло как само преподавание, так и усвоение курсантами изучаемой темы.
К.М.Сысолятин и М.И.Каликин с курсантами
Нужно было учебное пособие на якутском языке, но сложность перевода заключалась в том, что специальные термины были для лексики якутского языка незнакомы и трудно-переводимы. К тому же до 1939 года якутский язык основывался на латинском алфавите, что также усложняло перевод. Но все же попытки перевода предпринимались, и одна из них увенчалась успехом – в 1938 году преподаватель школы К.М.Сысолятин составил учебник по тракторам на якутском языке.
«МЫ МЕРЗЛИ, ГОЛОДАЛИ, НО РАБОТАЛИ»
Женщины Якутии стали массово осваивать сельскохозяйственную технику с 1940 года. Так, если в 1939 году среди курсан­тов школы было всего 9 представитель­ниц «слабого пола», то в 1940-м уже 25, в 1941-м – 100, в 1942-м – 179, в 1943-м – 187. В годы войны вся тяжесть сельс­кохозяйственных работ легла на женс­кие плечи.
В 1938 году окончила двухмесячные курсы трактористок Ф.Д.Соловьева из села Болтого Чурапчинского района. Весной этого же года она впер­вые вывела на пашню свой трактор. Через два года уже передовик производства Февронья Соловьева окончила 6-месячные курсы комбайнеров, а еще через год - курсы тракторных бригадиров, и два года «рулила» бригадой. С 1944 по 1964 год Февронья Дмитриевна работала комбайнером, а затем трудилась в системе «Сельхозтехни­ки»: инструментальщиком и слесарем.
М.И.Каликин с курсантами Школы тракторных бригадиров и механиков
Вот как вспоминает о годах работы одна из трактористок военного времени М.Ф.Наумова: «На смену ушедшим на фронт мужчинам со всех районов республики набрали 72 женщины на курсы трактористок - отучившись месяц, мы приступили к работе. Я поехала в колхоз имени Карла Маркса. На колхозных полях работала вместе со сменщицей Христиной Корякиной. В 1943 году работала на полях колхоза имени Энгельса. Зимой и летом приходилось работать от зари до зари. Мы мерзли, голодали, но работали. Как-то на посевной мне пришлось работать одной, без сменщика. Помню, под вечер я засыпала за рулем. Прицепщики буди­ли меня, но я снова засыпала. Тогда поставили вопрос на сельсовете: «Девушка-тракторист­ка очень устала, спит на ходу. Не дело». Мне выделили сменщика - Алексея Дьячковского, смышленого и работящего парня».
Всего за годы Великой Отечественной войны Школа подготовила 1.348 квалифицированных рабочих, из них: механиков – 59, бригадиров – 161, трактористов – 634, комбай­неров – 183, помощников комбайнеров – 37, слесарей - 46, токарей – 12, шоферов – 20.
«Я БЫЛА ЕДИНСТВЕН­НОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ВОДИВШЕЙ КОМБАЙН»
В 1959 году мастером производственного обучения Училища механизации сельского хозяйства (правопреемника Школы тракторных бригадиров и механиков) стала В.Г.Мезенцева.
Урок ведет В.Г. Мезенцева
Вера Гавриловна вспоминает: «Поразила богатая материальная база училища: слесарный класс, кабинет для лабораторно-практических занятий, отлично оборудованный инструментальный цех, огромный гараж с техникой – вся на ходу, агрегаты в раз­резе, различные механизированные пособия, ЛЭТИ, кинопроекторы, пла­каты почти по всем предметам, класс черчения с объемными фигурами.
В работу окунулась с головой – ко мне прикрепили группу механиков и технику: тракторы «Беларусь» и ДТ-5, комбайн СК-4 и стационарный трактор С-80. Вождение на тракторах и комбайнах назначала в 7 часов утра вместо восьми, поэтому заканчивала раньше, освобождая час для подготовки, регулирования, изучения агрегатов, их разборки и сборки. Вождение проходило на полигоне за городом, поэтому до полигона за рулем ехала я, учащийся рядом, а на полигоне за рулем был учащийся. Маршрут на полигон по городу проходил от Короленко по улице Лермонтова. Когда я вела комбайн, многие водители высовывали головы, что-то кричали, махали руками, но ничего не было слышно. Реакция мужчин была понятна: в то время в Якутске я была единствен­ной женщиной, водившей комбайн, а позднее – автомобиль.
Однажды староста группы Юра Чин-Най-Лин из Мархи сказал: «Вера Гавриловна, вам нельзя ездить по городу на комбайне, слишком много бу­дет аварийных ситуаций». Он намекал на мое лихаче­ство: обожая скорость, я не снижала ее на поворотах. Когда заезжала на комбайне в ворота, прохожие замирали на месте, так как боялись, я их снесу: между воротами и комбайном оставался зазор 10-15 сантиметров.
Проработав 4 года, стала преподавателем. Никогда не забуду свой первый урок по предмету «Электрооборудование трактора»: материал выучила наизусть, план урока и конспект (раньше с этим было строго) написала, а когда начала рассказывать новую тему, в глазах потемнело. Словно со стороны слышу свое объяснение, а что показываю на плакате – сама не знаю. Ничего не вижу, только 30 пар глаз, следящих за мной. Закончила рассказывать и уточняю: «Все понятно?». «Да!», - хором отвечают они мне. И только спустя несколько лет я узнала, как ребята поняли материал. Один из бывших учащихся приехал из улуса в Якутск, и мы случайно встретились. Разговорились и вспомнили первый урок: «Вера Гавриловна, вся наша группа была влюблена в вас! Мы сидели, раскрыв рты, любовались вами и слушали, но ничего не слышали».
Поскольку я обладала даром «директорского голоса», учащиеся слушались меня, не перечили и уважали. Сколько писем и открыток со сло­вами благодарности я получала! Работу свою я всегда любила, да и общение с молодежью мне нравилось, тем более что училище в то время было единственной в Якутске кузницей механизаторских кадров для сельского хозяйства».
ВЕРШИНА РАБОЧЕЙ СЛАВЫ
В 1961 году поступил в Училище механизации сель­ского хозяйства Прокопий Быканов: парень из села Халбатцы Вилюйского района мечтал «выучиться на тракториста».
Прокопий рано познал цену трудовой копейки: мальчику было восемь, когда умерла мать, а к 14-ти годам он ли­шился и отца. Старшим сестрам, работавшим доярками в кол­хозе, прокормить семью было не по силам. Окончив семь клас­сов, пошел работать в колхоз «Путь коммунизма». Потом была армия, а после демобилизации Прокопий приехал в Якутск и поступил в Училище механизации сельского хозяйства.
«В училище было интересно, - вспоминал Прокопий Инно­кентьевич. - Все педагоги и мастера производственного обучения относились к нам хорошо, старались, чтобы все усвоили материал: отстающих подтягивали, занимались до­полнительно. Жизнь была трудная: голодать не голодали, но с одеждой было туго, даже на танцы приходилось ходить в «галифе».
Зимой 1962 года в училище приехал заместитель директора совхоза «Верхнеколымский» Гаврильев, который заключил с нами, пятерыми парнями, договор, что по окончании учебы приедем работать в его совхоз. А до этого времени он бу­дет платить нам стипендию - 40 рублей в месяц! По тем временам это были немалые деньги. Окончив училище, мы впятером приехали в совхоз «Верхнеколымский», но осталось работать только трое: уж очень тяжелыми были условия труда и быта. Я честно отработал 5 лет трак­тористом в Арылахе, где женился и вместе с женой Марией переехал на ее родину – в Усть-Янский район».
Этот арктический улус стал «звездным» для П.И.Быканова. Работая трактористом в совхозе «Силянняхский», он по­знакомился с бульдозеристами прииска «Депутатский», которые предложили ему перейти в их бригаду, что он и сделал в 1971 году. Прокопий Иннокентьевич с теплотой и признательностью вспоминает своих русских товарищей –кадровых рабочих, которые помогали во всем, потому что разглядели в нем настоящую «рабочую жилку».
В 1974 году П.И.Быканов стал бригадиром бульдозеристов, и его бригада, применив прогрессивные методы орга­низации труда, добилась высоких пока­зателей. Успехи коллектива из года в год росли. К концу 9-й пятилетки П.И.Быканов был удостоен ордена «Знак Почета», по итогам 10-й - ордена «Дружбы народов», а за трудовой вклад в 11-ю пятилетку ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
Прокопий Инно­кентьевич гордился, что участвовал в строительстве Депутатского горно-обогатительного комбината - ударной стройке 11-й пятилетки. В Де­путатском он вступил в ряды КПСС, окончил 11-летку в вечер­ней школе, не раз выезжал повышать квалификацию. Но любимую про­фессию и место в Депутатском ГОКе не сменил до самого ухода на пен­сию в 1994 году.
Вручение П.И.Быканову золотой звезды Героя Социалистического труда, 1985 г
Появление «железных коней» на колхозных полях ознаменовало начало бурного развития сельского хозяйства Якутии. А профессия тракториста многих вывела в люди, прокормила и стала настоящей путевкой в жизнь.
Нинель Гусева

Источник: News.Ykt.Ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий